День Победы — день памяти: солдаты Великой Отечественной войны, история и память.

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был своей герой», - пел в своей самой известной песне Евгений Агранович, фронтовик, поэт, композитор и актер. Великая Отечественная война — знаковое событие в российской истории XX века, определившее память поколений. 9 мая — День Победы, один из главных праздников в календаре современного россиянина. Отношение к этому празднику формирует, в первую очередь, история семьи. Ветераном Великой Отечественной Войны, фронтовиком, был мой дед — Ягодкин Александр Вячеславович. Он стал одним из главных людей, сформировавших меня как личность. День победы для меня - это прежде всего память о деде, о трагических и героических страницах истории моей семьи, явившейся частью истории народа.

В то же время всё чаще в обществе идут разговоры о «культе Великой победы» и об использовании этого дня как важного элемента политики памяти, и это до определенной степени очевидно. В праздновании Дня Победы я увидел две параллельные и в некотором смысле противоположные тенденции. Первая — государственно-пропагандистская, формальная, выраженная в «организации торжеств» и в демонстрации военного величия России, необходимого для формирования патриотизма. А вторая, с которой я и начал свою статью, — личная, семейная. На языке исторической науки эту тенденцию можно назвать проявлением локальной или персональной истории в общественном сознании и в исторической памяти. Воспоминания ветеранов, истории выживших и погибших, общественные и гражданские инициативы по сохранению памяти о войне и её героев, поиск пропавших без вести, истории, передаваемые из поколения в поколения — это касается лично каждого неравнодушного гражданина. И вторая тенденция, по моему мнению, куда более исторична и полезна и именно она определяет суть праздника и за это я его так люблю, не смотря на всю накрученную и показную помпезность, которая ничего кроме скепсиса вызывать не может.

Не случайно в качестве иллюстрации к этой статье я выбрал военную фотографию своего дедушки, одну из тех, что хранится у нас дома и именно о своём деде мне хочется рассказать в первую очередь, когда на календаре 9 мая. Я помню шрамы от ранений на его теле, которые не заживали до старости, напоминая о страшной войне. Конечно, история моего деда лишь одна из многих личных историй солдат, прошедших войну. Суть памяти в том, чтобы помнить всех, каждый солдат — это штрих на полотне Великой победы.

Дед родился в 1921 году, он был старшим из трех сыновей в семье. Когда началась война, дед как раз закончил лесной техникум и должен был быть призван в армию, в октябре 1941 года, в месяц своего двадцатилетия он попадает на войну. Призван он был из Петрозаводска, где родился и вырос, его отправили на Ленинградский фронт. Одна из медалей, которыми был награжден дед — медаль за оборону Ленинграда. Дед вспоминал, что солдатам, оборонявшим город, жилось немножко легче, чем гражданскому населению в самом блокадном Ленинграде, однако блокадная реальность не пощадила никого. Когда открыли дорогу жизни по Ладожскому озеру, солдат вывозили в первую очередь. Дед был сильно истощен и его отправили в госпиталь для реабилитации. После недолгого лечения он снова отправился на войну, воевал на Калининском фронте. Последним этапом войны для деда стал Белорусский фронт. Дед часто вспоминал бой за деревню Печки. Об этом сражении не пишут в учебниках истории, помнят и знают его не многие, и в интернете о нем информации практически нет, но оно осталось в памяти участников этих событий и их потомков. А сколько ещё было локальных боёв, не получивших «широкой огласки», ведь война шла за каждый пятачок земли, и в каждом бою были свои погибшие и выжившие, свои герои. Память о таких сражениях определяет локальную историю и расширяет нашу память о войне. Бой за деревню Печки — самая героическая точка на боевом пути моего деда. Ему пришлось взять на себя командование батальоном. За участие в этой битве дед получил медаль «За боевые заслуги». В бою он был тяжело ранен, вновь последовало лечение в госпитале в Иваново. Символичным моментом в истории нашей семьи является то, что именно из Ивановской области родом моя бабушка, с которой они познакомились уже в Петрозаводске, спустя десятилетие после войны. Ранение, полученное в бою за деревню Печки, не позволило вернуться на фронт, он был комиссован, зачислен в запас и отправлен на родину в Петрозаводск. Он не дошел до Берлина и не воевал до последнего дня, но успел в полной мере ощутить на себе все ужасы войны, и его история во многом показательна. Воспоминания деда стали для меня важным элементов в формировании мировоззрения и оказали своё влияние на выбор моей будущей профессии. Кстати, дед после войны тоже закончил исторический факультет.
Дед - не единственный член моей семьи, кого коснулась война. Стоит вспомнить и о его младших братьях — Аркадии и Анатолии, которые, будучи подростками, работали на заводах, внося свой вклад в победу. Мой прадед, отец бабушки, также прошел через ужасы фронта. получив в первом же бою тяжелое ранение он, восстановившись, вернулся на службу, на военный завод, и был демобилизован лишь в 1946 году. Через несколько лет после войны он скончался от полученных ран. Таких историй много в каждой семье и приятно, что многие о них помнят и рассказывают. С каждым годом ветеранов остается всё меньше, но семьи помнят своих героев.
Одной из наиболее популярных акций, отражающих тенденции «персональной памяти» является «Бессмертный полк». Изначально - это гражданская инициатива, получившая одобрение власти и ставшая ежегодной традицией — организованным шествием. Я участвовал в «Бессмертном полку» дважды, проходя с фотографией деда, и впечатления были разные. Чем больше государственного вмешательства — тем больше формализма, изначально спонтанное, идущее от сердца движение, постепенно превращается из акта памяти в «факельное шествие», во время которого участникам говорят, что делать и куда идти и не дай бог что-то пойдет не по сценарию. Однако, то, что идет от сердца - не заложишь в формулу, и в этом смысле «Бессмертный полк» стал показателем переплетения двух тенденций этого праздника.
Что же мы получаем в результате? Во время праздничных мероприятий фразы «Мы помним и гордимся» на фоне рамок металлоискателей, выстроенных кадетов и организованной очереди к Вечному огню звучат несколько формально. По телевидению, программа которого полностью заточена «под праздник», утром 9 мая истории ветеранов идут «фоном», зато из каждого города передают репортаж о смотре военной техники, о демонстрации современных достижений России. Девятое мая — праздник истории и куда более уместна была бы тут историческая реконструкция, кадры хроники и рассказы о войне, а не «картина большого праздника великой страны». Конечно, любой праздникподобного рода обрастает «идеологическо-пропагандистской» оболочкой, и это вполне объяснимо, хотя очень обидно.

Не удивительно, что многие мои коллеги стремятся «разобрать по косточкам» празднование девятого мая и созданный властью культ. Я совершенно не собираюсь этого делать и лишь обращаю внимание читателей на эту опасную, с моей точки зрения, тенденцию. Причем с каждым годом, с уменьшением количества ветеранов, помпезно-патриотическая «официальная» сторона становится всё более явной. Для меня же 9 мая — дело глубоко личное, это праздник памяти, главные герои которого — солдаты Великой Отечественной войны — живые и мертвые, погибшие и пропавшие, в каждом из них осталась частичка нашей истории, и именно эту историю нам стоит помнить. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

А вы слыхали как поют трусы? или "Спасите наши уши".

Конец истории

Итоги Евровидения 2017 в Киеве: Как португалец Собрал голоса европейцев и голая задница современной Украины.