А вы слыхали как поют трусы? или "Спасите наши уши".


ПАЮЩИЕ ТРУСЫ,  ОЛЯ ПОЛЯКОВА И "Бл***" НАСТАСЬИ САМБУРСКОЙ:  ТРИ ГЛАВНЫХ "ПОТРЯСЕНИЯ" ИЗ МИРА РУССКОЯЗЫЧНОЙ МУЗЫКИ!  ЧТО ТВОРИТСЯ С НАШЕЙ КУЛЬТУРОЙ?
Культура всегда отражала состояние общества и выражала те духовные смыслы, которые в нем превалируют. Музыка — одно из древнейших искусств и одна из главных сфер современной культуры, которую смело можно назвать самой массовой По крайней мере меломанов в современном мире намного больше, чем киноманов или книгочеев, почти у каждого есть свои музыкальные вкусы и суждения о современной музыке. Очевидно, что музыкальная культура отражает многие процессы, происходящие в головах наших современников и в особенности в этом смысле показательна популярная или массовая музыка, за состоянием которой я всегда наблюдал и оно нередко вызывало у меня опасение. Однако в последнее время в русскоязычной популярной музыке появились явления, которые заставляют меня думать, что вслед за объявленным Френсисом Фукуямой «концом истории» вполне закономерно наступил и конец культуры.
На такие мысли меня навели несколько музыкальных новинок текущего года, а финальной точкой, побудившей меня к написанию этого поста стало моё знакомство с творчеством коллектива с говорящим названием «Пающие трусы». Группа изначально придумывалась как "стебная", однако само её существование уже о многом говорит. 


Надо заметить, что коллектив украинский. Учитывая, ситуацию, которая сложилась в этой стране и деформацию смыслов, произведшую в сознании её жителей, совершенно не удивительно, из этой, с позволения сказать, страны звучит подобная музыка. Я взял зарок не писать о политике и хотя в последнее время у меня есть большой соблазн его нарушить, в данный момент я говорю не о политических вещах, а скорее о духовном кризисе, который является прямым следствием общественных процессов. Украина подарила миру и ещё одно показательное явление имя ему — Ольга Полякова, которая, кстати говоря, тоже поёт про трусы, а точнее про «Плавочки». Содержание творчества этой певицы повергло меня в глубокий шок, я не спал целую ночь.

Что здесь такого, спросите вы, ведь это массовая музыка, не требующая особого глубокого понимания, в последние годы, казалось бы, слушателя уже ничем не удивить. Возможно, кто-то захочет обвинить меня в попсофобии и сказать что это «дело вкуса», а я из тех, кто «кичится» своим специфическим и элитарным вкусом, огульно ругая всё что мне не нравится. Чтобы у читателя не возникло такого ощущения, хочу сразу пояснить свою позицию.

Я уже около года работаю музыкальным критиком и за это время переслушал множество всякой музыки, в том числе той которая мне не близка. Когда-то я действительно много критиковал попсу и даже вынашивал идеи о запрете её на законодательном уровне, но теперь, когда я «назвался груздем» и мне пришлось лезть в кузов музыкальной журналистики моя позиция несколько изменилась, ввиду своей деятельности я вынужден смотреть на музыку объективно настолько, насколько это возможно. Одно дело — мой личный вкус и музыкальная эстетика, а другое дело — художественный уровень и транслируемые смыслы. Против поп-музыки, как таковой, я ничего не имею. Я признаю её право на существование, даже в том её кластере который мне не нравится. Если общество поёт песни с рифмой «летала-ла-ла-ла» это говорит лишь о снижении запроса на «большую поэзию», о чем я уже писал в своём посте, про Е. А. Евтушенко и о «нежелании глубоких смыслов» уставшими от рутины массами. У этой музыке есть своя определенная - развлекательная и расслабляющая функция.   Я вовсе  не говорю о том, что популярная музыка должна нести глубокий философский подтекст, этого от неё не требуется. В современной поп-музыке, как я уже упомянул, есть явления, вполне достойные по своему художественному уровню, один из последних примеров — новая песня П. Гагариной «Драмы больше нет», продолжающая предыдущую линию творчества певицы. Творчество Гагариной положительно выделяется на общем фоне. Можно выделить целый ряд популярных исполнителей, творчество которых не то что «приёмлимо», а даже очень достойно - это качественная хорошая поп-музыка, она имеет место быть и я периодически в этом убеждаюсь.

Однако, всё чаще мне на глаза, а точнее на слух, попадаются исполнители и треки, при соприкосновении с которыми говорить о каком-либо художественном уровне смешно и нелепо, возможно только после двух первых букв поставить многоточие, позволяя читателю додумать о каком уровне идет речь. Просто иногда хочется перефразировать известную песню великого поэта и барда В. С. Высоцкого и крикнуть: «Спасите наши уши».

Любая музыка, каково бы не было её назначение, транслирует определенные духовные смыслы и содержит посыл, улавливаемый слушателем. Поп-музыка в большинстве случаев представляет нам незамысловатые песни о любви, и в целом это полностью соответствует её назначению, но когда через текст и звучание начинают передаваться искаженные смыслы и новые интерпретации  понимаешь, что ориентиры в обществе сменились и это настораживает.

Некоторое время назад в разделе «популярное» на сайте, где я работаю критиком, я увидел песню Настасьи Самбурской и грубым и вызывающим названием «Бляди». Фамилия исполнительницы мне была знакома и какой-то черт за интересное место дернул меня послушать эту песню. И это стало для меня большим потрясением. Хочу сразу выразить своё положительное отношение к Настасье Самбурской…,как к актрисе.
 Ситком «Универ, новая общага», где я впервые увидел актрису заслуживает отдельного разговора, поэтому не буду подробно на нем останавливаться. , В сериале актриса сыграла роль «психованной тверчанки», студентки и администратора стрип-клуба Кристины Соколовской. «Универ» и его продолжение «Новая общага» раскрыли таланты нескольких молодых актеров, среди которых и Настя Самбурская. Кроме съемок в сериале актриса ещё играет в театре, является популярным блоггером и довольно востребована и популярна. Но вот зачем она начала петь? Похоже, это была роковая ошибка. Уже песня «Плохие мальчики» навела меня на мысль, что Кристину играть у актрисы получается лучше, а трек «Бляди» меня просто пригвоздил. Это уже ни в какие ворота. Смысл песни сводится к простой истине: «Всем мужикам нужны бляди», при всей очевидности данного посыла в нем имеется намек на «социальный подтекст». После прослушивания у меня возникла мысль, что тема сама по себе вполне подходящая для песни, но это можно было сделать куда интересней, обыграв проблему «женщин не обремененных моралью» и «мужской похоти» в интересных образах, как это смогли бы сделать некоторые «социальные поэты», творящие сегодня в русском андеграунде. Однако русле поп-музыке тема воплотилась в "матерной" песни, содержание которой отталкивает и приводит в недоумение, получилась непотребщина  с неудобоваримый саундом, который «режет слух» и «бьёт по ушам», отталкивает и не способствует восприятию. Здесь опять же мне можно мне возразить, сказав что жанры, о которых я часто пишу, в частности разновидности экстремального металла, имеют плохо воспринимаемое массовым слушателем звучание. Да, я всегда признаю что тяжелая экстремальная музыка плохо приемлема для «непосвященного уха», она и  рассчитана на определенный круг слушателей, ценителей данной эстетики и потому не является массовой. Популярная же музыка не имеет определенной аудитории, она должна восприниматься «любым ухом» и быть хотя бы «слушабельной», чего о данной композиции я сказать не могу. И получается, что издавать подобные звуки - норма для современной музыки, воспринятая обществом. Это настораживает. 
Если песня Насти Самбурской хотя бы поддается какой-то здравой и аргументированной критике, то творчество Оли Поляковой, и её песня персонаже, потерявшем нижнюю часть купального костюма, просто взрывает мозг. Её содержание вводит в ступор и заставляет на духовном уровне ощущать «конец морали» и и полное отсутствие здравого смысла в современном обществе, что подтверждает и созданный исполнительницей образ. Невольно вспоминаешь о так называемой "несерьезке" суть,  и основа которой есть прикол. В этом преуспели соотечественники Ольги - Потап и Настя. Однако любой прикол должен иметь свои границы и "формат" этого прикола тоже о много говорит.  Творчество Поляковой даже в шуточном контексте воспринимать тяжело. Это не «прикол как сам по себе», а некая «констатация факта». Возникает вопрос: на кого рассчитана такая музыка и ориентиры какого общества она выражает.
Последним потрясением и притчей во языцах для меня стал упомянутый в заголовке статьи коллектив — «пАющие трусы». Само название и его не грамотное написание, что сделано скорее всего умышленно, представляются мне «диагнозом» всей отечественной музыки. Символично, что в тот момент, когда я узнал о коллективе они представили песню «Давай туси». В сочетании получилась полная картина не только культурного уровня, но и образа жизни и духовных ориентиров современного общества, уже до начала прослушивания можно понять многое о данном коллективе, как явлении в музыке, а ведь это всё ещё дополняется абсурдностью музыкального содержания. Это не «трансляция духовных смыслов», а полное их нивелирование.
Возвращаясь к началу статьи и воспринимая музыку как симптом болезни общества, я могу сделать самые неутешительные и разочаровывающие выводы о безысходности нашего положения.
В конец хочется спросить: «А вы слыхали, как поют трусы?». Не слыхали? Тогда я завидую вашим ушам. Хотя, найти человека, который этого не слышал тяжело. Ведь повторюсь, что определение, ставшее названием украинской поп-группы применимо к множеству музыкальных явлений в русскоязычной музыке. И самое обидное и страшное не в самом существовании подобных песен и коллективов, а в том, что они набирают всё большую популярность, выигрывая у более содержательных поп-исполнителей, которые держатся на плаву лишь благодаря «раскрученному имени» и вот эта «неожиданная популярность поющих трусов» в широком смысле этого слова — самый опасный синдром. Я в своей статье привел лишь три примера, убивших у меня веру в массовую культуру, на самом деле их намного больше. 

Комментарии

  1. О боже, как такое вообще можно слушать. Народ, вы чего? Мир окончательно сходит с ума. Согласна с автором - Спасите наши уши!!!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Конец истории

Итоги Евровидения 2017 в Киеве: Как португалец Собрал голоса европейцев и голая задница современной Украины.