День Рождения В. И. Ленина и вопрос исторической памяти.
Сегодняшний день, 22 апреля, был одним
из самых значимых дней в календаре
советского человека. Ещё бы, ведь в этот
день родился выдающийся человек, вождь
мирового пролетариата Владимир Ильич
Ленин. Он создал советское государство
и воспринимался советскими людьми как
«символ» и как «икона», его образ стал одной из основ государственной идеологии. Сегодня, когда созданное им государство не существует уже на протяжении 25 лет, о дне 22 апреля уже не многие помнят, и не воспринимают его как праздник, а сама фигура Ленина и воспроизведение его образа в современной России являются проявлением проблемы исторической памяти. Конечно, фигура Ленина не вызывает таких жарких споров, как скажем личность И. В. Сталина, при этом полярные точки зрения и различные оценки его деятельности имеют место быть, что является совершенно нормальным историческим явлением.
В современной России имя Ленина продолжает быть одним из "наиболее представительных", в названиях мест и учреждений. Улица его имени и памятник вождю есть в каждом городе. Различные объекты по прежнему носят его имя, что многим не нравится, и российские власти порой стремятся сократить количество упоминаний этого политического лидера в жизни современной России. Яркий пример — моя альма-матер, Московский Педагогический Государственный Университет. Долгое время это высшее учебное заведение называлось МГПИ им. Ленина, сегодня имя Ленина у института «отобрали». При этом, когда мне задают вопрос: «Где ты учишься?», и я отвечаю - в МПГУ, люди часто впадают в замешательство, пытаясь сообразить, что это за ВУЗ. Приходится уточнять «Педагогический имени Ленина», и всем сразу всё становится понятно. Однако надо признать, что Ленину повезло больше некоторых других советских деятелей, многие места его имени не тронули, так в Сергиевом Посаде до сих пор Ленин и Сергий Радонежский стоят неподалеку и смотрят друг на друга, представляя полярно различные достойные памяти эпохи и явления в жизни города и страны.
Одни задаются вопросом, какое значение
имеет Ленин для современной России, и
почему до сих пор в нашей жизни так много
памяти Ильича. Другие продолжают считать
его великой фигурой, третьи, при всем
скепсисе не рискуют принижать его
значение. Ведь до сих пор в нашей стране
одной из ведущих партий является КПРФ,
возникновение которой, как известно,
восходит к деятельности Ленина. И,
конечно же, электорат и сторонники этой
партии сохраняют особое отношение к Ильичу. Немало поклонников Ленина и
среди обновленной политической элиты,
к вождю мирового пролетариата то и дело
апеллирует партия «Коммунисты России»,
что говорит о жизнеспособности ленинского
наследие.
В современной России имя Ленина продолжает быть одним из "наиболее представительных", в названиях мест и учреждений. Улица его имени и памятник вождю есть в каждом городе. Различные объекты по прежнему носят его имя, что многим не нравится, и российские власти порой стремятся сократить количество упоминаний этого политического лидера в жизни современной России. Яркий пример — моя альма-матер, Московский Педагогический Государственный Университет. Долгое время это высшее учебное заведение называлось МГПИ им. Ленина, сегодня имя Ленина у института «отобрали». При этом, когда мне задают вопрос: «Где ты учишься?», и я отвечаю - в МПГУ, люди часто впадают в замешательство, пытаясь сообразить, что это за ВУЗ. Приходится уточнять «Педагогический имени Ленина», и всем сразу всё становится понятно. Однако надо признать, что Ленину повезло больше некоторых других советских деятелей, многие места его имени не тронули, так в Сергиевом Посаде до сих пор Ленин и Сергий Радонежский стоят неподалеку и смотрят друг на друга, представляя полярно различные достойные памяти эпохи и явления в жизни города и страны.
Здесь хочется вспомнить о любимом в
нашей стране принципе «исторического
маятника». Каждая последующая власть
пытается стереть память о предыдущей,
переименовываются улицы, сносятся
памятники. Этим грешил и сам Ленин,
пытаясь стереть наследие царизма. Именно с его легкой руки началась замена "имперских" названий, снос и уничтожение памятников. При
этом в советское время власти заботились
не столько о сохранении исторической
памяти, сколько об идеологическом
аспекте. Некоторые советские названия
вызывали у меня недоумение. И во многом
такое полярное отношение к Ленину и
риторика вроде: «Зачем нам иметь улицу
Ленина, если он не был в нашем городе»
имеет свои корни в советском
идеологизированном прошлом, когда имя
Ленина было не фактом памяти, а проявлением
идеологической политики воспроизведения
образа великого вождя. Одним из самых
ярких примеров культа Ленина в СССР
стал факт обращения с его останками и
сооружение мавзолея на Красной площади.
Мумифицирование Ленина и пышные похороны вождей и выдающихся деятелей советской эпохи, чей прах
покоится у Кремлевской стены, напоминает
древний языческий ритуал, нашедший
новое воплощение в атеистической стране.
К памяти, как к таковой, это не имеет
никакого отношения. Конечно же, такая
«политика памяти» вызвала определенную
реакцию и рефлексию в новую эпоху.
147-летие со дня рождения Владимира Ильича совпало с
новым всплеском разговоров о необходимости
захоронить вождя. Лично я не могу
однозначно относится к подобным
инициативам. Я рассматриваю эту ситуацию
автономно от политической и идейной
борьбы, подходя с исторических позиций
и воспринимая Ленина как одну
из значимых фигур отечественной
истории. Для меня здесь очевиден
целый ряд противоречий. Во-первых, сам
факт превращения останков исторической
личности в экспонат и выставление
мертвого тела на всеобщее обозрение,
не может не вызывать сомнение с точки
зрения этики. Позиция Сталина, предложившего
подобную меру, понятна: он думал не о
памяти, а об идеологии. При этом встает
вопрос, почему именно Ленин удостоился
такой чести и лежит на Красной площади,
ведь это можно воспринять как признание
того, что советская эпоха наиболее
значима. Однако, советские вожди вовсе
не единственные, чей прах покоится в
публичных местах. В Петербурге, в
Петропавловском соборе находится
усыпальница династии Романовых, а за
стенами Московского кремля, в Архангельском
соборе — Рюриковичей. И в конечном счете
получается, что каждая из трех значимых
эпох в истории России имеет свой мемориал.
И такая позиция абсолютно справедлива
с точки зрения исторической памяти.
Если и хоронить Ленина, то там же, где
он лежит, просто закрыв Мавзолей для
всеобщего обозрения. Также стоит
учитывать, что именно в таком виде
Красная площадь внесена в список
культурного наследия ЮНЕСКО. Так что
здесь нас ждут ещё и чисто технические
трудности. И всё же, если уж вносить
изменения в статус останков вождя, то
символично и исторично было бы это
сделать не сейчас, а спустя семь лет, в
2024 году, когда исполнится столетие
кончины Владимира Ильича.
Лично для меня несомненными является
следующее: Ленин, как и любая историческая
личность не может оцениваться однозначно.
При этом, как бы кто не относился к Ленину
и к его наследию, он, безусловно, является
значимой фигурой в российской истории
и достоин того, чтобы его память была
увековечена. Но при этом очень важно
деидеологизировать образ Ленина, он
должен перестать восприниматься как
«символ советской власти», как оружие
в борьбе между «коммунистами» и
«антикоммунистами».
Не только деидеологизировать но и несколько понизить ореол величия. Все таки Ленин царя так и не свалил, а был разгромлен. А взял власть не у самого сильного правительства.
ОтветитьУдалитьНикита, спасибо за комментарий. Да, в опросе который я упоминал в последней статье был вопрос: "Когда и кого свергли большевики", многие или не знали или отвечали "царя", но мы то знаем что это не так. Хорошо, что ты обратил на это внимание.
ОтветитьУдалить