День Рождения В. И. Ленина и вопрос исторической памяти.

Сегодняшний день, 22 апреля, был одним из самых значимых дней в календаре советского человека. Ещё бы, ведь в этот день родился выдающийся человек, вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Он создал советское государство и воспринимался советскими людьми как «символ» и как «икона», его образ стал одной из основ государственной идеологии. Сегодня, когда созданное им государство не существует уже на протяжении 25 лет, о дне 22 апреля уже не многие помнят, и не воспринимают его как праздник,  а сама фигура Ленина и воспроизведение его образа в современной России являются проявлением проблемы исторической памяти. Конечно, фигура Ленина не вызывает таких жарких споров, как скажем личность И. В. Сталина, при этом полярные точки зрения и различные оценки его деятельности имеют место быть, что является совершенно нормальным историческим явлением.



Одни задаются вопросом, какое значение имеет Ленин для современной России, и почему до сих пор в нашей жизни так много памяти Ильича. Другие продолжают считать его великой фигурой, третьи, при всем скепсисе не рискуют принижать его значение. Ведь до сих пор в нашей стране одной из ведущих партий является КПРФ, возникновение которой, как известно, восходит к деятельности Ленина. И, конечно же, электорат и сторонники этой партии сохраняют особое отношение к Ильичу. Немало поклонников Ленина и среди обновленной политической элиты, к вождю мирового пролетариата то и дело апеллирует партия «Коммунисты России», что говорит о жизнеспособности ленинского наследие.

В современной России имя Ленина продолжает быть одним из "наиболее представительных", в названиях мест и учреждений.  Улица его имени и памятник вождю есть в каждом городе. Различные объекты по прежнему носят его имя, что многим не нравится, и российские власти порой стремятся сократить количество упоминаний этого политического лидера в жизни современной России. Яркий пример — моя альма-матер, Московский Педагогический Государственный Университет. Долгое время это высшее учебное заведение называлось МГПИ им. Ленина, сегодня имя Ленина у института «отобрали». При этом, когда мне задают вопрос: «Где ты учишься?», и я отвечаю - в МПГУ, люди часто впадают в замешательство, пытаясь сообразить, что это за ВУЗ. Приходится уточнять «Педагогический имени Ленина», и всем сразу всё становится понятно. Однако надо признать, что Ленину повезло больше некоторых других советских деятелей, многие места его имени не тронули, так в Сергиевом Посаде до сих пор Ленин и Сергий Радонежский стоят неподалеку и смотрят друг на друга, представляя полярно различные достойные памяти эпохи и явления в жизни города и страны.

Здесь хочется вспомнить о любимом в нашей стране принципе «исторического маятника». Каждая последующая власть пытается стереть память о предыдущей, переименовываются улицы, сносятся памятники. Этим грешил и сам Ленин, пытаясь стереть наследие царизма. Именно с его легкой руки началась замена "имперских" названий, снос и уничтожение памятников. При этом в советское время власти заботились не столько о сохранении исторической памяти, сколько об идеологическом аспекте. Некоторые советские названия вызывали у меня недоумение. И во многом такое полярное отношение к Ленину и риторика вроде: «Зачем нам иметь улицу Ленина, если он не был в нашем городе» имеет свои корни в советском идеологизированном прошлом, когда имя Ленина было не фактом памяти, а проявлением идеологической политики воспроизведения образа великого вождя. Одним из самых ярких примеров культа Ленина в СССР стал факт обращения с его останками и сооружение мавзолея на Красной площади. Мумифицирование Ленина и пышные похороны вождей и выдающихся деятелей советской эпохи, чей прах покоится у Кремлевской стены, напоминает древний языческий ритуал, нашедший новое воплощение в атеистической стране. К памяти, как к таковой, это не имеет никакого отношения. Конечно же, такая «политика памяти» вызвала определенную реакцию и рефлексию в новую эпоху. 147-летие со дня рождения  Владимира Ильича совпало с новым всплеском разговоров о необходимости захоронить вождя. Лично я не могу однозначно относится к подобным инициативам. Я рассматриваю эту ситуацию автономно от политической и идейной борьбы, подходя с исторических позиций и воспринимая Ленина как одну из значимых фигур отечественной истории. Для меня здесь очевиден целый ряд противоречий. Во-первых, сам факт превращения останков исторической личности в экспонат и выставление мертвого тела на всеобщее обозрение, не может не вызывать сомнение с точки зрения этики. Позиция Сталина, предложившего подобную меру, понятна: он думал не о памяти, а об идеологии. При этом встает вопрос, почему именно Ленин удостоился такой чести и лежит на Красной площади, ведь это можно воспринять как признание того, что советская эпоха наиболее значима. Однако, советские вожди вовсе не единственные, чей прах покоится в публичных местах. В Петербурге, в Петропавловском соборе находится усыпальница династии Романовых, а за стенами Московского кремля, в Архангельском соборе — Рюриковичей. И в конечном счете получается, что каждая из трех значимых эпох в истории России имеет свой мемориал. И такая позиция абсолютно справедлива с точки зрения исторической памяти. Если и хоронить Ленина, то там же, где он лежит, просто закрыв Мавзолей для всеобщего обозрения. Также стоит учитывать, что именно в таком виде Красная площадь внесена в список культурного наследия ЮНЕСКО. Так что здесь нас ждут ещё и чисто технические трудности. И всё же, если уж вносить изменения в статус останков вождя, то символично и исторично было бы это сделать не сейчас, а спустя семь лет, в 2024 году, когда исполнится столетие кончины Владимира Ильича.


Лично для меня несомненными является следующее: Ленин, как и любая историческая личность не может оцениваться однозначно. При этом, как бы кто не относился к Ленину и к его наследию, он, безусловно, является значимой фигурой в российской истории и достоин того, чтобы его память была увековечена. Но при этом очень важно деидеологизировать образ Ленина, он должен перестать восприниматься как «символ советской власти», как оружие в борьбе между «коммунистами» и «антикоммунистами».  

Комментарии

  1. Не только деидеологизировать но и несколько понизить ореол величия. Все таки Ленин царя так и не свалил, а был разгромлен. А взял власть не у самого сильного правительства.

    ОтветитьУдалить
  2. Никита, спасибо за комментарий. Да, в опросе который я упоминал в последней статье был вопрос: "Когда и кого свергли большевики", многие или не знали или отвечали "царя", но мы то знаем что это не так. Хорошо, что ты обратил на это внимание.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Nochevieja и папа Ноэль в Испании. С наступающим!!!

А вы слыхали как поют трусы? или "Спасите наши уши".

6 декабря 1492 года — открытие Христофором Колумбом острова ГАИТИ