Евровидение 2017: Кого послать на....Украину и почему Панайотов это плохо!
Меня всегда больше интересовали проблемы
культуры, чем политики. И на политические
темы я зарекся не писать. Тем не менее,
в современных реалиях культура и политика
причудливо переплетаются друг с другом,
и деятелям культуры всё сложнее
игнорировать политическую конъюнктуру
и не реагировать на неё. Затронув одну
из таких тем, я постараюсь всё-таки
больше уделить внимание культуре, если
конечно, при разговоре на данную тему
это вообще возможно. Назвать явление,
о котором я сегодня поведу речь,
культурным, не поворачивается язык.
Речь пойдет о конкурсе песни «Евровидение».
Для кого-то в нашей стране конкурс не
имеет абсолютно никакого значения, а
для других — чуть ли не главное музыкальное
событие года. Я отношусь к третьей
категории людей, мне это событие интересно
как одно из проявлений современной
массовой культуры, причем международного
уровня, на примере которого просматриваются
некоторые мировые тенденции в изменении
музыкальной культуры, а также показан
пример эксплуатации культурной сферы
в экономических и политических целях.
Прошлый конкурс оказался своеобразным
«вызовом» для России, и потому весь год
вокруг него не утихали разговоры, особое
внимание уделялось вопросу будет ли
участвовать Россия? Россия всё же будет
участвовать, вопрос с кем! В течении
всего года у меня были определенные
мысли по поводу этого конкурса и нашего
облика и тех кандидатов, который
предлагается туда, прошу прощения,
послать. Пока мы ещё находимся в стандии
принятия решения, но вектор наших
действий уже понятен я всё же решился
высказать всё, что думаю по этому поводу.
Этот так называемый конкурс песни давно
уже стал политически ангажированным
конкурсом «понтов», который время от
времени превращается в «конкурс фриков».
Он демонстрирует не уровень развития,
а, скорее, агонию европейской музыкальной
культуры.
Предыдущий конкурс превзошел сам себя.
Это была уже не агония, а похороны
европейской поп-музыки как таковой.
Жюри явно дало понять, что музыка их
совершенно не интересует, и единственная
их задача - не дать выиграть России,
которая по всем предварительным рейтингам
занимает первое место. Я не хочу, чтобы
меня поняли превратно. Я совершенно не
считаю, что номер Сергея Лазарева был
лучшим. Напротив, Россия в очередной
раз показала своё серьёзное отношение
к несерьёзному конкурсу, и в очередной
раз попыталась прыгнуть туда, куда её
прыгать никто не просил. Лично мне
понравились киприоты, которые, по моей
памяти, заняли место ниже 20-го. В принципе
это закономерно. Музыка, одновременно
и хорошая, и серьёзная, там обычно такие
места и занимает (вспомнить хотя бы
британца Хемпердинка). То, что народ
голосовал за Лазарева, для меня было
предсказуемо, и в очередной раз показало,
что такое европейский массовый слушатель,
и на что он ведется. Ни номер, ни песня,
кроме банального выпендрежа ничего мне
не показали. Несмотря на всё моё
скептическое отношения к Лазареву,
который по меркам конкурса выступил не
плохо, но по меркам мировой музыки
«ужас-ужас-ужас», его победа меня
порадовала бы больше, чем то, что
случилось. Победу Украины я комментировать
не буду, я дал зарок не залезать в
политику, и не буду его нарушать. Все
прекрасно поймут, что я имею в виду.
Песня-то была никакущая в музыкальном
плане, а проще говоря, нытьё. А слова,
спетые по-английски и уж тем более по
крымско-татарски, большинству были не
понятны (что ни говори, а в большинстве
стран Европы английский знают недостаточно,
и конкурс «Евровидение» - это не конкурс
текстов песен). Откуда растут ноги у
этой победы — понятно.
После конкурса перед Россией встал
большой вопрос — ехать ли или не ехать
и кого туда, с позволения сказать,
послать. Казалось бы, нас в очередной
раз задели, конкурс показал себя не в
лучшем виде, и хорошим вариантом было
бы не участвовать. Однако, именно этого
скорее всего и добивались организаторы
и судьи. Кому будет плохо от того, что
нас не будет на конкурсе? Только России.
Поэтому отказаться от участия — податься
на очередную провокацию и проиграть.
Поэтому участвовать надо. Встал вечный
и очень важный для многих вопрос: Кого
отправлять? В интернете предлагались
неожиданные кандидатуры вроде Шнура и
Макаревича. Из более официальных
источников стали доноситься имена более
форматных для «Евровидения» кандидатов,
вроде Нюши, Крида и прочих. И вот на
финальной стадии возник главный кандидат
Александр Панайотов, кроме него есть
ещё несколько кандидатов, которые
представляются менее вероятными, и
скорее всего нашим лицом на Евровидении
будет Панайотов. Я не очень уважаю
отечественную поп-музыку, хотя признаю
её право на существование. Представленных
исполнителей я всерьёз не воспринимаю
Музыкальная составляющая на «Евровидении»
уже давно далеко не на первом месте, и,
по хорошему, не имеет особого значения,
кого туда посылать. Панайотов — вполне себе «евровизионный певец»,
тем не менее, в данной ситуации отправить
«неожиданного кандидата» - было бы куда
более выигрышным решением.
Подобных артистов Россия отправляла
неоднократно, слащавые мальчики от
России занимали в разные годы места от
пятнадцатого до первого. А «миловидные
девочки» ограничивались вторым местом,
но спускались и до пятнидцатого.
Отправить такого артиста — значит
показать свою приверженность формату
и серьёзное отношение к конкурсу. А у
нас в России есть плохая традиция
относиться к нему всерьёз. Панайотов
мог бы поехать на конкурс, занять там
своё невзрачное место, но не в этом году,
когда к участию России особое внимание
и когда есть необходимость показать
всё то, что мы думаем по этому поводу.
Иными словами, нам нужно было как-то
задеть Украину, но так, чтобы это не
переросло в скандал. Панайотов, казалось
бы, подходящий кандидат. Ведь он русский
певец украинского происхождения. Однако,
это для него - скорее минус, чем плюс.
Его происхождение точно будет замечено,
что отразится на отношении к нему в
Украине. Украинцы
начнут «гнать» на него, объявят
национал-предателем и прочее. Конечно,
наши едут в Киев чтобы победить, это
было бы лучшей местью Украине и подбирают
форматного артиста, однако мне такая
схема представляется проявлением
«беспомощности» и «стереотипности» в
предлагаемых обстоятельствах. Почему,
постараюсь объяснить в этом посте.
Правильнее было бы отправить артиста,
который не имеет никакого отношения к
Украине, и при этом максимально аполитичен
и не вписывается в общий формат того,
что обычно происходит на этом конкурсе.
"Теория фрика" срабатывала несколько раз.
Вспомнить хотя бы финнов. В этой стране
традиционно сильный метал. Отправить
«от лица всего финского метала» группу
«Лорди», примерно тоже самое, что
представить весь русский рок в лице
«Зверей». Однако, мечтая о победе, они
не стали посылать «среднестатистического
попсовика», который всё равно не выиграет
и выбрали наихудшую, но наиболее
ангажированную и вписывающуюся в
массовую культуру группу из лучшего в
своей музыкальной традиции, и это дало
результат. Они победили в конкурсе. Для
меня это было показателем того, что на
«Евровидении» впечатление важнее
музыки, и необычность - в чести, и при
этом, что хорошая музыка всё-таки бывает
нужна «Евровидению». На том конкурсе
«Lordi» , при всех своих
минусах и оригинальной внешности, в
музыкальном плане были выше многих, в
том числе и выше нашего Билана. К слову
скажу, что в мире метала вообще и
ню-метала, в частности, масками сегодня
никого не удивишь.
Перед нами, как я считаю, не стоит задача
победить, а даже если бы и стояла, то
Панайотов всё равно не выиграет, и даже
шансов на высокое место у него в данной
ситуации нет. Он такой же, как все, таких номеров была
масса.
Среди возможных кандидатов называют ещё Дарью Антонюк — победительницу Голоса. Это даже комментировать не хочется. Поёт она не плохо, я бы даже сказал хорошо, и достойно показала себя в "Голосе", но мы все помним чем закончился «звездный час» Дины Гариповой, поехавшей на Евровидение в том же статусе. Место ниже десятого и быстрое исчезновение в небытие! Тем более, что в этом году, как я уже говорил ситуация несколько особая. Поэтому кандидатуру Антонюк даже не хочется обсуждать всерьёз.
Среди возможных кандидатов называют ещё Дарью Антонюк — победительницу Голоса. Это даже комментировать не хочется. Поёт она не плохо, я бы даже сказал хорошо, и достойно показала себя в "Голосе", но мы все помним чем закончился «звездный час» Дины Гариповой, поехавшей на Евровидение в том же статусе. Место ниже десятого и быстрое исчезновение в небытие! Тем более, что в этом году, как я уже говорил ситуация несколько особая. Поэтому кандидатуру Антонюк даже не хочется обсуждать всерьёз.
Наша задача в этом году - показать своё
безразличное отношение к событиям
прошлого года, с честью выйти из положения,
удивив и дав внушительный ответ. С
Панайотовым внушительного ответа не
получится. Кого нужно было послать, не
знаю, возможно, стоило взять на вооружение
финский сценарий. Но есть одна проблема.
«Евровидение» - конкурс, который давно
уже «убил сам себя», и поэтому уважающие
себя музыканты на этот конкурс никогда
не поедут. Во многих музыкальных тусовках
«поездка на Евровидение» считается
равносильной «продаже в попсу», вне
зависимости от жанра исполнителя. Я к
такой позиции отношусь критически, тем
не менее, прекрасно понимаю реакцию
различных слоёв музыкального мира на
этот конкурс, и мои мысли по поводу
потенциального участника не более, чем
фантазии, причем часто завиральные. Тем
не менее, они демонстрируют мою мысль
о том, что послать на псевдо-музыкальный
конкурс именно музыкантов, а не продукт
поп-культуры, было бы выигрышным решением,
которое принесло бы свои плоды. Высокое
место меня не волнует, меня волнует
отношение к России, и её «культурный
ответ некультурному конкурсу».
Уж если выбирать из участников
«Голоса», то надо было посылать Нуки. И
пусть меня не обвиняют в том, что я рокер
и предлагаю рокеров, российский ню-метал
сложно воспринимать всерьёз. Он существует
у нас в крайне странном «немытом» и
«неотесанном виде», из хорошего там
только вокалистки, одной из которых и
является Дарья Ставрович. Её необычная
внешность и способность своим мощным
голосом напугать одного из победителей
этого конкурса точно не остались бы не
замеченными. Русский ню-метал в его
музыкальной составляющей зачастую
звучит «неушеприятно» и поэтому
специфическим образом воспринимается
массовым слушателем, не готовым к
подобного рода звукам. При этом Нуки не
имеет никакого отношения к Украине и
не высказывалась о ней, её волнует только
творчество. Ставрович представляет
собой один из примеров «золотой середины»
между хорошим и плохим, форматом и не
форматом, фриком и серьёзностью.
Получились бы своеобразные «женские
лорди наоборот». С точки зрения понимания в музыкальной тусовки у Дарьи тоже всё лучше, чем у других исполнителей подобного формата. Она уже сходила на "Голос", который "неформалами" воспринимается как событие того же уровня и те кто её принял в "Голосе" примут её и на Евровидении. И зная Дашу, она в Киеве вела бы себя так, как будто делает всё чтобы не выиграть, и при этом Джамала услышав её выступление испугалась бы убежала (пугать победителей Евровидения она умеет).
Явно в штыки и как знак неуважения к
себе восприняла бы предложение поехать
на Евровидение артистка, о которой я
подумал на второй же день после
прошлогоднего конкурса. Но тем не менее
эпичный прикол мог бы получиться! Я
говорю о Марии Архиповой и подмосковной
пейган-метал группе «Аркона». Вот уж
очень подходящий вариант для украинского
«Евробачинья». Музыкальный уровень
команды невероятно высок, они в числе
лидеров русской метал сцены, но при этом
идеология у группы специфическая — они
родноверы. Поют песни на языческие
сюжеты. А, напомню, что единственным
языческим периодом в истории русского
государства была Киевская Русь. И русский
языческий метал в Киеве прозвучал бы
очень в тему, учитывая политический
контекст конкурса. Они поют о том, что
было много веков назад и к современной
конъюнктуре не имеют никакого отношения,
это не песни про татар в 1944 году. Славянское
язычество глубоко понимается лишь узким
кругом лиц, и этот круг не смотрит
«Евровидение». Ну,
поёт группа песни-сказочки про Даждь-Бога
и Ярилу, какой тут политический подтекст?
А, кому надо - поймут! И главное, что
примечательно, они об этом поют всегда,
и поэтому, не придерешься, что это сделано
специально!
Повторюсь, что подобные артисты сочтут
предложение о своём участии скорее за
оскорбление. Но в любом случае у нас
были бабушки и выступили они не плохо,
и подбирать надо было что-то в этом роде.
Кстати, «легкий попсовый фолк» тоже бы
вполне подошел. Могли бы найти «народного»
во всех смыслах артиста, которого нет
в стоп-листе или послать какую-нибудь
рок-группу сомнительного содержания,
ну уж никак не стоило действовать «по
обычному сценарию». Послать Панайотова
или Темникову - почти тоже самое, что
не участвовать вообще. Россия представляется
страной, которую «можно пинать, и она
не дает ответа. Мы прокатили вашего
мальчика в том году и поселили «Евровидение»
в стране, где к нам плохо относятся. Нет,
мы не будем думать над этой ситуацией,
и в этом году пришлем такого же мальчика,
только украинского происхождения, чтобы
в конкурсе опять было много политического
и мало музыкального и чтобы опять
получить свои три минуты позора. Мы не
будем искать сто первый способ, а упремся
в первый, с которым нам однажды повезло,
и то благодаря олимпийскому чемпиону,
который катался рядом с певцом. Неужели
у нас в музыкальной редакции ТВ вообще
не умеют думать и надеются на победу
тех, у кого шансов на эту победу нет уже
на уровне идеи.
В конец, чтоб меня не
ругали за неосведомленность скажу, что
как мне стало понятно, кандидатура
Панайотова ещё не 100%, хотя слухи о его
«назначении» уже ходили. Среди возможных
кандидатов, о которых думают всерьёз я
встречал коллектив SOPRANO
Турецкого,
он конечно выделяться из общего
«евровизионного фона» и возможно включен
был в списки кандидатов, по тем же
соображениям, которым руководствуюсь
я. SOPRANO
это
уже о чем-то, хотя их, всё равно ведь вряд ли отправят. А если и отправят, то здесь приходят в голову параллели с Наличем шансов всё равно не много.. Подобные коллективы
на Евровидении были и не отличались
высокими местами и не произвели фурор. Наша задача не столько в высоком месте, сколько в "бунте", поэтому Здесь важно несколько другое.
Нужен, повторюсь, какой-нибудь эпичный
прикол. Нужен артист достаточно высокого
музыкального уровня, но при этом способный
устроить «разрыв шаблона», а устроить
его, как мы знаем можно разными способами. На насчет победить: старые методы вроде Панайотова демонстрируют всем, что мы нацелены победить. А если мы покажем обратное и устроим эпичный прикол, то мы не выдадим своего желания победить, а дальше чем черт не шутит, Кончиту и Лорди помнят все.
Комментарии
Отправить комментарий