Новогодние фильмы: старые и новые. «Ирония судьбы» и «Ирония судьбы: продолжение».

Новогодние праздники – один из немногих периодов моей жизни, когда я снова начинаю смотреть телевизор. В обычной жизни, без какой-то особой нужды, я, как правило, этого не делаю. Вчера по Первому каналу  снова показали фильм «Ирония судьбы: Продолжение». Очередной просмотр этого фильма навел на определенные мысли, которыми спешу поделиться.
Для меня, как, наверное,  и для  многих россиян, старая добрая «Ирония судьбы», снятая Эльдаром Рязановым более сорока лет назад, играет совершенно особую роль в праздновании Нового года. Если тридцать первого числа не увидеть приключения  подвыпившего доктора и не услышать любимые фразы из этого фильма – новогоднее настроение не приходит.


Тенденция «веселых и добрых новогодних фильмов» была продолжена в нашем кинематографе. В последние годы было снято много новых «новогодних фильмов», среди которых выделяется цикл Ёлки, в этом году на экраны вышел уже пятый фильм. При всём моём скептическом отношении к современному российскому кинематографу я посмотрел все части.  Подобные фильмы я  обычно  смотрю чисто из «спортивного интереса». Конечно, каждый  из них по своему неплох, и в каждом есть интересные моменты и добрые мысли о взаимопомощи, дружбе, любви и «земных» чудесах в преддверие самого главного праздника.  Я искренне смеялся над некоторыми фрагментами.  Например, в  «Елках  5» вышедших на экраны в канун 2017 года, насмешила  героиня Галины Стахановой Баба Маня, пытавшаяся освоить интернет и социальную сеть ВКонтакте. Очень жизненно, я даже вспомнил, как я учил свою бабушку пользоваться компьютером. Тем не менее, как бы не старались современные режиссеры, у них получаются «проходные, ни к чему не обязывающие фильмы». Самое интересное, что когда Эльдар Александрович снимал свою «Иронию» он не ожидал, что создаст нетленку, без которой нельзя будет себе представить Новогодние праздники. Более того, фильм  мог на экраны и вовсе не выйти. Популярная театральная пьеса была не принята к экранизации на Мосфильме, история «пьяного врача-простофили» казалась не достойной двухсерийного фильма. Режиссера обвинили, например, в пропаганде пьянства. «Мол, не напился бы, не встретил бы свою любовь». Однако сценарий оценили работники телевидения, и фильм был снят и мгновенно полюбился публике. Со временем вокруг фильма сложился уже определенный «ореол», и современные новогодние фильмы, вроде «Ёлок», воспринимаются лишь  как «приятое, но мимолетное явление».  Они вряд ли могут встать в один ряд с рязановской «Иронией».
Трепетное отношение  к этой картине порождает неоднозначные эмоции по поводу ещё одного относительно нового  фильма, снятого  Тимуром Бекмабетовым как посвящение и дань уважения Эльдару Рязанову  – «Ирония судьбы: Продолжение». Вряд ли кто будет спорить с тем, что копия всегда хуже оригинала, и что «мода на ремейки», выразившаяся в создании «новых версий» любимых советских фильмов, не имеет никакого отношения к попытке возрождения «традиций советского кино». Если воспринимать «ремейки» как «попытку возрождения»,  то ничего кроме отрицательных эмоций они не вызовут. Эти фильмы уже совершенно другие, и сняты они о другом. Продолжение «Иронии судьбы» - типичный новогодний фильм XXI века, вполне гармонично встающий в один ряд с «Елками»,  «Тарифом Новогодним» и другими фильмами последних лет. Название фильма «Ирония судьбы: продолжение» говорит само за себя. Это не просто «похожая история в наши дни»,  как в случае с ремейками «Джентльменов» и «Служебного романа», а история, произошедшая с теми же героями и их детьми. И в этом главная беда фильма.



Мне сразу не понравилась сама завязка сюжета, то, что сценарист разлучил Женю и Надю, ведь в этом случае трогательный финал рязановского фильма теряет смысл, и уже начиная смотреть новую «Иронию», испытываешь отрицательные эмоции. Более того, трогательная сцена «Моя Надя приехала» в конце оригинального фильма навевает некоторую грусть у «знающих продолжение», что портит впечатление от старой картины и заставляет воспринимать эти фильмы «автономно». Гораздо интереснее было  бы, если бы одним из главных героев «продолжения» стал  общий сын или дочь Нади и Жени. 
 В новом фильме история Кости и Нади получилась искусственной, подстроенной. Он специально приезжает в Петербург, чтобы соединить героев, которых вообще непонятно зачем было разлучать, в фильме нет «элемента случайности», спонтанности и той «живой эмоции», которую она порождала у героев. А именно в этом прелесть «старой» Иронии. Тогда стоило ли вообще снимать продолжение? – спросите вы, ведь сегодня такая история уже «случайно» произойти, ведь сегодня города уже разительно отличаются друг от друга, замки и двери у всех разные, да и в самолет и поезд без паспорта не сажают. Однако «нереальность» была одной из претензий и к создателям первого фильма, более того в уже упомянутых Ёлках, не человек, а собака самостоятельно добирается до Лондона. Из чего делаем вывод, что в формате «новогодней сказки» могло произойти всё.  Кинематограф зачастую имеет отдаленное  отношение к реальности, особенно в той его части, о которой мы ведем речь.

Инициатором съемок продолжения был исполнитель главной роли в советской «Иронии» Андрей Мягков, известный сегодня не только как актер, но и как писатель. Он написал сценарий, по своей  идее и посылу очень похожий на оригинал Брагинского. Учитывая глубокое личное отношение актера к этому фильму, понятно, что картина была бы совершенно другой,  будь она снята по сценарию Мягкова. Однако Рязанов, которому актер и писатель первым делом принес своё творение, отказался снимать «второй раз один и тот же фильм». Мягков, желая реализовать свою задумку, занялся поисками режиссера, и в результате идея дошла до Тимура Бекмабетова, который с радостью согласился.  Вот только сценарий был написан новый, Мягкову же сказали «спасибо» за идею и предложили сняться в своей старой роли. Однако Андрей Васильевич, прочитав сценарий, понял, что это совсем не то, чего он хотел. Его, как и многих других актеров оригинального фильма, довольно долго пришлось уговаривать «пойти навстречу», в результате все, кроме Лии Ахеджаковой согласились. Мягков пожалел о своей инициативе и признался, что картина ему не нравится. «Это не продолжение, а совсем другой фильм», - сказал он и оказался совершенно прав. Мало того что новый сценарист сделал сюжет «надуманным», фильм наполнен лишними и не всегда логичными сюжетными ходами, которое скорее «отталкивают», чем возрождают память о старом любимом фильме.
У «нового фильма» в том виде, в котором он был снят, есть свои плюсы.
«Целая жизнь в одной квартире за одну ночь» как это было у Рязанова, у Бекмабетова не получилась, но, скорее, он не ставил себе и такой цели, да этого и не стоило делать. Зато в фильме хорошо разработан «социальный контекст». Один из главных посылов картины: «31 декабря вечером от русского человека толку мало». Это  показано и в сцене с антенной, и с тюрьмой, и с напившимся дедом Морозом в исполнении Ефремова. Под новый год наш пофигизм становится ещё более гипертрофированным, и это позволяет случаться «чудесам» в виде вечного возвращения Кости Лукашина. Главное, правильно воспользоваться ситуацией, которую подбрасывает судьба, что герой Хабенского успешно и делает.
Самые интересные, лиричные и философские моменты фильма связаны со старыми персонажами.  Один фрагмент в этом фильме мне запомнился особенно, его можно назвать «квинтэссенцией» всей картины.  Это  сцена «Монолог в лифте». И монолог этот произносит персонаж Андрея Мягкова, Евгений Михайлович Лукашин. Его слова заставляют задуматься,  во многом именно благодаря этой сцене  фильм обретает смыл, и перестает быть просто «повторением всем известной истории».
В завершении своего рассуждения делюсь любимым фрагментом из картины:


«Неудачник? В чем? Не знаю, как у вас, а у меня в жизни было счастье. То есть не было, есть! Счастье - это же не насморк, оно не проходит и если уж оно дается человеку, то навсегда. И оно всегда защищало меня, всю жизнь, я в этом счастье как в броне. Вы скажете, оно давно было? Да нет, только вчера... Или даже сегодня утром. Оно никуда не уходит. Кто это сказал - у любви нет прошедшего времени... И это правда, правда... Я это знаю по себе. Так что я очень счастливый человек, мне очень в жизни повезло. И вам желаю того же..» (с) А. Мягков (Лукашин-старший) 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

А вы слыхали как поют трусы? или "Спасите наши уши".

Конец истории

Итоги Евровидения 2017 в Киеве: Как португалец Собрал голоса европейцев и голая задница современной Украины.